Почему важна наша «Теория осмысленного обучения»? — Микрофото.ру
Хронически счастливая:)
07.07.2018

Давайте задумаемся и вспомним себя. Сегодняшние родители, школьники 90-х годов. Как часто нам хотелось идти в школу? Как относились мы к школьным урокам? Каких учителей мы любили, а каких — нет? Был ли у вас внутренний протест в отношении школы в подростковом возрасте?
Лично у меня было так. Меня очень активно развивали в дошкольном возрасте и в начальной школе, я очень рано научилась читать и у меня это хорошо получалось, первые классы школы была отличницей.

А потом, примерно с пятого-шестого класса, я стала задавать себе вопросы и не находила ответов.  Взрослые не догадывались, что меня беспокоят эти вопросы, а я не задумывалась, что можно об этом поговорить. Эти проблемы были на уровне подсознания. Со временем глубина и объём вопросов и внутренний конфликт нарастали. Мне всё больше не хотелось учиться «просто так», «бессмысленно», а внутренние смыслы я не могла найти сама, понимание жизни было очень смутное. Что было дальше, я описывала в своей книге «Выбери свой путь. Сделай мудрый выбор». В двух словах, в 7-8 классе меня потянуло к алкоголю и подростковым развлечениям, чтобы забыться и уйти от мучающих меня неразрешённых вопросов.  Зачем учиться? Почему многие предметы такие трудные и непонятные? И уж совсем мне было неясно, для чего мне нужно получать хорошие оценки.
Решение пришло извне. По телевизору показывали замечательный сериал для подростков про полицейского Уокера, и там обсуждали эти важные вопросы. Там говорили смело и прямо, подчеркивая важные моменты, раскрывая болезненные для подростков темы. Это была информация именно «извне», не от привычного круга взрослых.
По сценарию фильма люди на основании своего жизненного опыта говорили о том, что молодой человек, вступающий в эту жизнь, может (не должен!) ставить себе цели, стремиться и достигать их. Что он может добиться всего, чего захочет. «У тебя получится!» — была главная идея этих серий, в некоторых из них шла речь о спортивных достижениях, но и о других успехах, конечно, тоже. И об отношении к жизни. Особенно потрясающей была серия «Директор» (Walker, Texas Ranger. The Principal), где об этом говорится на протяжении доброй половины фильма.

Я изменила свою жизнь, изменила отношение к учёбе. Поставила себе первую цель – стать отличницей в 9 классе. К тому времени моя успеваемость довольно сильно прихрамывала, но у меня получилось! Это была первая победа над собой. Дальше – поступление в медицинский класс, медаль в школе, поступление в медицинский институт и его окончание с отличием, сложная практическая работа и кандидатская диссертация.

Пока я достигала всего этого, в первый же год, у меня появился неподдельный, искренний интерес к учёбе, к процессу познания. Я поняла, что Это интересно.

И сейчас, когда я получила второе образование и обучаю детей, мне очень важно сказать им: «Вы учитесь, чтобы найти своё любимое дело, чтобы получить интересную профессию. Для того чтобы понять, что же действительно вам нравится и в каком направлении двигаться, вы проходите много предметов. И лишних знаний не бывает – может быть то, что сейчас вам кажется занудным, непонятным и лишним, через много лет станет недостающим звеном для вашего личного открытия».

Родители и учителя! Говорите почаще детям, что у них всё получится! Затрагивайте эти важные темы! Начинайте говорить об этом как можно раньше, пусть доверительное общение на эти темы станет традицией, или хотя бы иногда будет иметь место. Пусть обучение будет осмысленным, чтобы ребёнок ходил в школу не просто потому, что «так надо», что «он должен».

Ну а если так случилось, что вы перестали быть авторитетом для ребёнка – приходите к нам. Иногда нужен «толчок» извне, важное слово «со стороны».

Мы работаем с младшими школьниками по той причине, что именно им наиболее интересны наши программы по микроскопии. И мы начинаем говорить о важности осмысленного обучения с учениками первого-второго класса.  Мы говорим об этом исподволь, «между делом», а иногда и открыто. Если дети будут жить с этим знанием, им будет интересно учиться. В будущем они смогут избежать ряда трудностей и противоречий подросткового возраста. Среди представителей нового поколения меньше будет людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью.

У меня есть замечательная подруга Екатерина, она с детских лет нашла своё любимое дело – художественное творчество. Она училась в художественной школе, в институте, сейчас работает и создаёт удивительные, красивые, вдохновенные сюжеты – росписи, картины, иллюстрации к книгам. Её работы и опыт пользуются популярностью. Мы не раз говорили с ней о теории осмысленного обучения. И она рассказывала, что всегда занималась любимым делом и у неё не было психологических сложностей в подростковом периоде, он прошёл гладко и спокойно.

Давайте будем стараться достигать понимания со своими детьми и вовремя распознавать, есть ли у них неразрешённые вопросы, что их мучает, что беспокоит. Будем объяснять им смысл тех или иных событий и явлений.

Сейчас идут каникулы, спросите своего ребёнка, хочет ли он в школу? И если не хочет, то почему? Вот и будет повод поговорить об осмысленном обучении:)

Я, например, так люблю свою настоящую работу, что и в отпуск не хочется. Бесконечность познания и новые программы, радость общения с детьми и безграничное море Микроскопии…

Пусть любое обучение будет осмысленным!

 

Добавить комментарий