Скоро исполнится год нашей юной компании, и в преддверии этого важного события вспоминается многое… Сегодня мне вспомнилось наше семейное путешествие в г. Делфт (Голландия) в сентябре прошлого года, к месту захоронения основателя научной микроскопии Антони ван Левенгука.
Я долго готовилась к открытию первого кружка в Агрогородке, училась, писала диплом с проектом кружка, затем открывали компанию, и вот, накануне первого занятия я стояла в старинном храме у монумента Левенгуку, у древних плит с надписями. В этом историческом месте, в этот день слилось воедино прошлое и настоящее, время остановилось. Особая атмосфера храма… и тишина. Я долго стояла у монумента, погруженная в размышления, время от времени чутко прислушиваясь к этой тишине.
Триста лет… а мы всё те же… и природа всё та же, манящая и загадочная, скрывающая столько удивительных вещей!
Как Левенгук, наверное, кричал и удивлялся после каждого нового открытия, так восклицали и кричали в изумлении дети на наших кружках на протяжении всего года. И я кричала вместе с ними. Мы удивлялись так громко, что часто на разных кружках к нам приходили из соседних помещений и говорили: «Что случилось?», «Что у вас происходит?», «Вы так кричите, как будто у вас пожар!»:) А у нас — крошечная живая личинка жука, такая смешная и волосатая — на всю стену! Или водные обитатели, совсем не похожие на привычных нам животных, плавают в капле воды на стекле, и в тёмном помещении создаётся эффект погружения, кажется, что ты сам плаваешь вместе с ними на этой стене. А случайные находки крошечных насекомых, едва видных глазом, когда они выползают из трубочек гриба-трутовика! Ведь в этих трубочках тоже существует жизнь!
Как триста лет назад существовали семена одуванчика, пыльца ромашки, а в капле воды кипела целая жизнь со своими законами -так она и кипит сейчас, такими же остаются и семена!
Мы все, микроскописты, немного ненормальные: как Антони ван Левенгук старался подольше не мыть ноги, чтобы подробно изучить состав грязи, так и мы без брезгливости препарируем трупы насекомых, собираем их в самых неожиданных местах, изучаем пыль, плесень и другие неэстетичные объекты.
Микроскопия будет такой же привлекательной для пытливых и любознательных людей и в будущем — и сто, и триста лет спустя. И у меня в этом отношении есть мечта, есть пожелание к своим ученикам, к следующим поколениям: пожалуйста, сохраняйте и приумножайте наше наследие после нас, не растеряйте всё то богатство мысли и опыта, которое накопили мы. Продолжайте наше дело, чтобы оно жило в веках, чтобы так же могло радовать и изумлять людей, а главное — закладывало основу для будущих научных открытий, для нестандартного подхода к решению различных задач.
Я часто на занятиях думаю о том, что вот этот мальчик или эта девочка сейчас удивляются, увидев необычное, у них повысится интерес к изучению тайн живой природы, они подрастут и будут интересоваться дальше, изучат и электронные микрофотографии разных объектов, а там и недалеко до собственного исследования. Внедрение в практику результатов… и вот готовый продукт, новый и полезный для людей. А когда-то всё начиналось у обычного светового микроскопа!
Всё в нашем мире связано, и многое имеет продолжение. А то, насколько мы сможем сберечь богатство предыдущих поколений — во многом зависит от нас.