Добрый день, друзья! В прошлый раз я рассказал вам об исследовательской работе Алины Асатрян- http://mikrofoto.ru/2018/02/08/nash-chudo-mikroskop-pomog-aline-zanyat-1e-mesto-na-nauchnoj-konferentsii/ — которая изучала «пути распространения микробов в классе» и заняла с этой работой 1е место на научной конференции. Мы подробно поговорили о методике этой работы и о роли, которую наш «видеомикроскоп» сиграл в ней.
Сегодня я расскажу о своей второй ученице, с которой мы проводили исследования, в которых, тоже был использован метод микроскопии.
https://www.youtube.com/watch?v=4RYOhXQTD8k
Хоть она и заняла 2е место, её работа была не менее интересной. называлась она так- «Поваренная соль. Такая знакомая и такая-загадочная». Как видно из названия, Ева исследовала физические, химические и биологические свойства соли. Помимо теоретической части, в которой Ева с мамой рассказали о способах добычи соли в древности и в настоящее время, об истории использования поваренной соли человеком, Ева проделала много практических экспериментов с солью. Она и выращивала кристалл, показав тем самым явление перекристаллизации, и окрашивала слои соли разными красителями, показав наглядно явление диффузии в твердых веществах, и растапливала лед солью, показав свойства антифризов- всё это вы можете почитать в её работе. Нас, как биологов-микроскопистов, больше интересуют биологические совйства соли- её влияние на живую клетку. На этом и остановимся подробнее. В этом опыте Ева изучала влияние гипертонического, гипотонического и изотонического растворов соли на клетки картофеля. Она приготовила 3 раствора соли (гипер-, гипо- и изотонический) и поместила кубик картофеля в каждый раствор на 9ч. Как вы знаете из курса биологии, гипертонический раствор вытягивает воду из клетки- клетка сморщивается. Это мы увидели,даже, визуально- кубик картофеля сморщился, уменьшился в размерах. Гипотонический раствор, наоборот, способствует притоку воды в клетку- клетка разбухает. И кубик картофеля набух, увеличился в размерах.
https://www.youtube.com/watch?v=7SOV210FPRU
Изотонический раствор, равный по концентрации плазме крови человека (0,86%) не оказывает влияния на потерю воды клеткой. Да, результаты,отчасти, были видны визуально.
https://www.youtube.com/watch?v=28xWHwL_KHQ
Но Ева не остановилась на знакомых всем истинах-она пошла дальше и попросила посмотреть- какие же изменения произошли с клетками на микроскопическом уровне? Для этого мы сделали тонкие срезы с каждого кубика и посмотрели на них под увеличением 40х и 100х на нашем «чудо-микроскопе». Он подтвердил наши выводы- в гипотоническом растворе все клетки увеличились в размерах, многие,даже полопались. Из них в межклеточную среду вышли зерна крахмала (одновременно с микроскопией мы окрасили зерна крахмалоа йодом для лучшей идентификации структур клетки). В гипертоническом р-ре клетки уменьшились в размерах, сморщились-клеточная стенка «спала» от потери влаги, как сдувшийся мяч (см.фото). В изотоническом растворе существенных видимых изменений не произошло- лишь зерна крахмала разбухли, подвергнувшись легкому гидролизу. Оно и понятно-всё-таки они 9ч находлись в воде. Также с Евой мы записали небольшое видео, которое она озвучила, чтобы показать изменения на клеточном уровне в динамике- при переводе резкости с одного слоя на другой, это хорошо видно. Ева хорошо подготовилась к докладу и смогла «уложить» все свои многочисленные эксперименты и выводы в 8минутное выступление. Как и в работе Алины, сделанные микрофотографии и видео на нашем микроскопе,стали украшением нашей работы, добавив ей зрелищности и глубины исследований. И жюри это оценило! 2е место-хороший результат! Большую помощь в работе оказала мама Евы-помогая ей в постановке экспериментов ,в поиске информации. Молодец, Ева! Так держать! Продолжай заниматься исследованиями, расширять свой кругозор! А мы со своим микроскопом всегда тебе в этом поможем!
Остаюсь при своем глубоком убеждении, что фотографии с микроскопа украсят любое исследование, вне зависимости от объекта- будь он биологической, или-небиологической природы. Ведь под увеличением любой предмет, кажущийся нам обычным и привычным, открывается с необычной стороны!
Так что,друзья, проводя свои научные исследования- не проходите мимо, используйте микроскоп, и ваше исследование станет более глубоким и всеобъемлющим,так как «захватит» собой ещё и тонкие структуры вещества!